У памятников на могилах советских воинов, павших при освобождении Чехословакии, было два врага: время и вандалы. Первое безжалостно ко всему. С течением времени памятники, традиционно сконструированные из бетона, местами начали трескаться и темнеть. Вандалы, промышляющие сбором цветных металлов, часто отламывали от памятников бронзовые украшения в виде звёзд и флагов.

Более пяти лет назад на Ольшанском кладбище на мемориальном захоронении павших красноармейцев начались реставрационные работы. Минобороны РФ выделило на это значительную сумму, подключилось и Минобороны ЧР. Только за последние два года, по данным Посольства РФ в ЧР, общая сумма на уход за всеми захоронениями российских и советских воинов в Чехии составила более 1 млн долларов США (Минобороны РФ выделило 982 тыс. долларов США, Минобороны ЧР – 294 тыс. долларов США).

Говоря строительным языком, на Ольшанах Минобороны РФ выступало заказчиком, Посольство РФ в ЧР – его прорабом, а чешское Минобороны и чешские фирмы, реализующие реконструкцию, – подрядчиками.


Проводилась полная замена старых бетонных надгробий на новые – из серого гранита. Украшения в виде звёзд и перекрещённых флагов с автоматами делались, дабы никого не искушать, из специального пластика. Гранит – материал долговечный. При реконструкции советских военных захоронений российские чиновники предпочитают его популярному в Чехии песчанику. Гранит крепок. Если на нём что-то высечь, надпись долго не сотрётся.

Весной 2012 года Посольство РФ в Чехии на своём веб-сайте отрапортовало: «На Ольшанском кладбище в Праге в преддверии празднования 67-й годовщины Победы была полностью завершена замена всех 437 мраморных памятников на захоронениях красноармейцев, осуществлён ремонт центрального памятника, памятника русским воинам, погибшим в битве под Кульмом (1813 год). На реализацию данного проекта потребовалось в общей сложности 5 лет».

Неплановая проверка

Мы не планировали сколько-нибудь скрупулёзного исследования надгробий на предмет правильности написания фамилий и дат жизни и смерти покоящихся под ними воинов. Тем не менее.

2 ноября в Чехии отмечают Dušičky («Душечки») – День памяти всех усопших. Родственники приходят на могилы своих предков. Несут цветы, венки. Зажигают поминальные свечи. На Ольшанском кладбище в этот день царило оживление. Но лишь в чешской его части. Мемориальное кладбище павших советских воинов было тихим и безлюдным. Только чешские рабочие, занимающиеся заменой старых плит из песчаника на новую бетонную тротуарную плитку, нарушали его покой. Один из рабочих повесил свою куртку прямо на памятник. Памятник отличался от многих других тем, что к нему был прикреплён медальон с фотографией. Прикреплён так, что почти полностью скрывал высеченные на камне даты гибели красноармейца.

Кроме того, что медальон закрывает дату смерти лейтенанта Голубковского, но и на граните его фамилия высечена как "Голуьковский"


Такие медальоны в разное время появились на старых памятниках. Очевидно, их прикрепляли приезжающие в Прагу родственники погибших. Решение перенести их со старых памятников на новые было абсолютно верным. Однако как оно было реализовано? Для того чтобы проверить это, мы обошли все 435 могил (в Посольстве РФ до сих пор по каким-то неведомым причинам указывают, что их 437. – Прим. автора). Обошли не спеша. Предварительно подготовившись. Открытия, которые нас ожидали, были гораздо более впечатляющими, чем закрытые медальонами даты.

За основу анализа брались данные Центрального архива Министерства обороны, которые находятся в свободном доступе на сайте Минобороны РФ. В исследовательской работе были использованы: база фотографий старого кладбища из нашего архива, данные чешского Министерства обороны, данные базы, собранной энтузиастами и опубликованной в Интернете. Вся подготовка нашей собственной базы и проведение тройной перекрёстной проверки заняли всего несколько дней. Упоминаю об этом лишь для того, чтобы показать, насколько реально осуществима такая задача. Кроме того, с результатами проверки мы обратились в российское посольство за комментариями, которые и будут сопровождать наши маленькие и большие, но неприятные открытия.

Проблемные медальоны

Итак, к результатам. Первое, что бросается в глаза и не требует серьёзной подготовки, – расхождение в стиле шрифтов на разных участках кладбища. При этом надписи позолотой на ранее реконструированных памятниках за пару лет успели потускнеть, они едва читаемы даже с близкого расстояния.

А. А. Томников, первый секретарь Посольства России, ответственный за поиск, паспортизацию и реставрацию российских военных захоронений на территории ЧР:

«Реконструкция мемориального захоронения ведётся с 2006 года. Для её проведения в разное время были задействованы разные чешские фирмы. Этим объясняется разница в стиле шрифтов и в цвете памятников».


Медальоны с фотографиями почти везде закрывают даты гибели воинов. Так обстоит дело и с могилой, пожалуй, одного из известнейших погибших в Чехии воинов – лейтенанта Ивана Гончаренко, который первым на рассвете 9 мая 1945 года на своём танке въехал в Прагу. Неподалёку от нынешней станции метро «Малостранская» танк попал под обстрел гитлеровцев, лейтенант Гончаренко погиб. Сейчас, для того чтобы разобрать дату его гибели, нужно серьёзно поломать голову. Подобная ситуация и с могилой военного врача Валентины Ковшик, скончавшейся 19 августа 1945 года. Но об этой дате, скрытой в данный момент фотографией, сейчас приходится только догадываться. Фотографии закрывают даты в общей сложности на восьми могилах. Казалось бы, деталь эта не достойна обсуждения. Всего лишь дата. Но дата в данном случае имеет огромное значение. Из этих дат составляется летопись героизма советских воинов. Даты эти – живые свидетельства того, что здесь, в Чехии советские солдаты продолжали погибать уже после того, как вся страна праздновала Победу. К сожалению, по нашему мнению, размеры фотографий, перенесённых со старых памятников на новые, совершенно не принимались в расчёт организаторами реставрационных работ.


Но проблема с фотографиями этим не исчерпывается. С трёх памятников фотографии просто исчезли. То есть по неведомым причинам со старых памятников на новые они не были перенесены. На могиле рядового Ивана Прохорова фотография не закреплена, а просто засунута за пластиковое украшение.


Но вот как эту проблему видит А. А. Томников: «При реконструкции памятников вообще не предполагалась установка старых медальонов с фотографиями. Но никто их и не выбрасывал. Медальоны просто оставляли рядом с памятником, и приклеивали их, очевидно, сами родственники или друзья погибших». 

Копипаст

Но наиболее вопиющую ошибку являют собой могилы № 268 и № 269. В могиле № 268 покоится гвардии капитан Дурнов Иван Васильевич. В соседней с ним – полковник Паршин Василий Трофимович. Судя по годам рождения и смерти полковника (1902 – 1945), ему на момент гибели было 43 года. Гвардии капитану (1921 – 1945) – 24. На старом памятнике даты рождения и смерти полковника не указывались, так как оставались неизвестными. На новом они полностью дублируют даты с могилы Дурнова (1921 - 28.10.1945). И в довершение всего, памятник полковнику украшает фотография гвардии капитана. То, что на фото запечатлён именно капитан, бросается в глаза не только потому, что это фотография молодого ещё человека, но и потому, что на груди у него красуется гвардейский знак, которого не могло быть у полковника Паршина. Ошибка явно допущена при составлении списков, когда данные одного человека были скопированы в данные другого.


В этом случае слов уже было недостаточно, и первый секретарь взялся за дело. 13 ноября, через день после того, как он получил от нас список ошибок, он сообщил, что провёл на Ольшанском кладбище встречу с руководством фирмы, занимающейся реконструкцией. Наиболее грубые и явные ошибки, по заверению господина Томникова, будут исправлены в течение недели. «Три памятника будут демонтированы и заменены на новые за счёт фирмы подрядчика. Во всех этих случаях речь идёт об ошибках, допущенных в датах жизни. Это памятники на могилах старшего лейтенанта Бундина, погибшего 3.11.1945, гвардии капитана Майорова, скончавшегося 6.10.1945, и полковника Паршина, на надгробии которого сейчас приведены даты рождения и смерти с могилы гвардии капитана Дурнова, покоящегося в соседней могиле», – сказал он.

Лавриил и Демьяй

Показательна ошибка на памятнике рядовому Лавренко. Памятник украшен медальоном с фотографией, на которой точно написана фамилия воина: «Лавренко». Однако на памятнике высечено: «Лавренюк». И хотя нам известно, что так же неверно фамилия была указана и на старом памятнике, возникает вопрос, почему при реконструкции не были учтены новые данные. Достаточно заглянуть в Книгу памяти Украины, как обнаруживается, что рядовой Ипполит Никитович Лавренко родился в 1913 году в селе Бранкованово Ширяевского района Одесской области. Призван на фронт в 1941 году, был стрелком военной части 71704, умер от ран в Праге 2 октября 1945 года и был похоронен на Ольшанском кладбище.


Таким образом, возникает вопрос: проводилась ли какая-либо необходимая исследовательская и архивная работа при подготовке к ремонту памятников?

Среди прочих ошибок наиболее существенными, если в таком деле вообще уместно размышлять о существенности и несущественности ошибок, являются неправильно указанные даты рождения и смерти, в двух случаях также скопированные с соседних памятников. В пяти случаях неправильно указано звание погибшего. Рядовые указаны как сержанты и наоборот. Гвардии старший лейтенант Чубуков стал просто старшим лейтенантом.

На семи памятниках ошибки допущены в написании имён. При этом ошибки весьма очевидные. К примеру, майор медицинской службы Большаков из Гавриила превратился в Лавриила, санинструктор Казак Демьян стал Демьяем, а рядовой Григорий Петрович Смородин стал Григорием Ретровичем.

На 15 памятниках неправильно написаны фамилии. Все перечислять нет смысла, укажу наиболее явные. Так капитан Верещагин стал Берешагиным, сержант Удовиченко – Хдовиченко, ефрейтор Лукьянченко – Лукбянченко, а рядовой Орлов – Опловым. От А. А. Томникова мы узнаём, что: «паспортизация именно Ольшанского воинского захоронения до сих пор ещё не проведена, поскольку изначально проводилась паспортизация могил, наиболее удалённых от столицы Чехии. Таким образом, при реконструкции надгробий учитывались лишь данные, приведённые на старых памятниках. В своей работе по паспортизации посольство опирается только на документально подтверждённую базу ОБД «Мемориал» на сайте Министерства обороны РФ.

На эту же базу данных опирались и мы в своих исследованиях и констатировали 43 ошибки и неточности на 42 памятниках. При этом ещё как минимум по 46 могилам не внесены информация и уточнения, собранные после войны сотрудниками Посольства СССР в Чехословакии. Эти данные хранятся в открытом доступе на сайте Министерства обороны России. Несмотря на это на памятниках остались такие ошибки, как имя Ре Емельянович, вместо правильного Пётр Емельянович, несуществующая фамилия Перзонок, вместо правильной Первонюк.


На указателе у входа на кладбище есть целая колонка с могилами неизвестных красноармейцев. Но на самом кладбище нет ни одной безымянной могилы.


Справедливости ради хочется отметить, что ошибку, которая была на одном из старых памятников, реставраторы исправили. Речь идёт о могиле рядового Цымбаленко, ранее он значился как Цымбалеико.

По словам А. А. Томникова, в ближайшее время начнётся паспортизация захоронений и исправление дальнейших возможных ошибок. Однако фраза, которую обронил господин Томников в ходе нашего разговора, вызвала в редакции резонное недоумение: «За время существования кладбища люди уже успели привыкнуть к тому, что написано на надгробиях».

Полтора миллиона и один вопрос

За комментариями мы обратились и к пресс-секретарю Посольства РФ в Чехии В. В. Фёдорову. Среди прочего нас интересовала сумма, потраченная на финансирование работ по реконструкции мемориала на Ольшанском кладбище.

«Точную сумму, выделенную на реконструкцию именно Ольшанского мемориала в настоящий момент назвать невозможно, поскольку работы ещё не закончены. К примеру, на реконструкцию воинского захоронения в Йозефове-у-Яромержа, где был ясен объём работ, выделялось 110 тыс. долларов США. Сумма, выделяемая на реконструкцию пражского кладбища, тоже существенна, но окончательно её назвать мы сможем только после завершения работ. Что касается ответственности за соблюдение правильности в написании имён, фамилий, званий и дат жизни погибших воинов на надгробиях, то мы работаем в тесном контакте как с Минобороны России, так и с Минобороны Чехии. Причём это касается захоронений воинов наших стран и в России, и в Чехии. На данный момент окончательная сверка данных не завершена. Что касается стоимости реставрационных работ, то в зависимости от степени сложности реставрация одного памятника, по предварительным расчётам, обходится в сумму от 3 до 5 тыс. долларов США».

Учитывая количество надгробий, речь, по самым скромным подсчётам, идёт о сумме приблизительно в полтора миллиона долларов.

Вполне вероятно, что очень скоро у нас возникнет ещё много вопросов к чешским и российским госорганам по этой теме, в том числе и потому, что некрополь на Ольшанском кладбище является Национальным культурным монументом Чехии. Но один вопрос посольству мы хотим задать уже в этой статье: куда исчезли две могилы?



Константин Гербеев

Фото: Владимир Поморцев

Еще по теме:

Спасибо деду за победу...

Спасибо деду за победу II (полный список ошибок)



Написать нам

Email:
Тема:
Текст:
Пражский экспресс - газета какого города?

Мы на карте


© 2009-2018 ПРАЖСКИЙ ЭКСПРЕСС - ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
Частичная перепечатка материалов разрешена с активной ссылкой на www.prague-express.cz
Перепечатка материалов в бумажных носителях - только с письменного разрешения редакции.
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus